Георгий Иванович Абакумов сразу обращает на себя внимание. Такого активного человека — без скидок на возраст — еще поискать.Георгий Иванович Абакумов (справа) на метеовышке после поднятия флагаОбщественная деятельность в городском комитете и Совете ветеранов, участие в автопробегах ДОСААФ, работа со школьниками — перечислять можно долго.
В мореДетство и юность 87-летнего Георгия Абакумова были такими, что впору книгу писать. В разгар войны, в 1943 году, он стал юнгой вспомогательного Черноморского флота. И было ему тогда всего 13 лет.
«Наша семья жила в Севастополе, — вспоминает Георгий Иванович. — С началом войны эвакуировались в Ростов-на-Дону. Но через некоторое время уехали в Поти. Неподалеку была часть, в которой служил мой отец. Я решил его навестить — разумеется, тайно, никто бы такую идею не одобрил. Добрался до части на попутной машине. Когда командование узнало о моем появлении, приказ был однозначным — увезти подальше от линии фронта. Куда меня отправить, с кем, как? И тут узнали о наборе в школу юнг вспомогательного флота».
В сентябре 1943 года Георгий и его брат стали юнгами на сторожевом корабле «Комендор». Строевой и корабельный уставы, устройство и вооружение корабля, личное стрелковое оружие, сигнальное и шлюпочное дело... Вся сложная морская наука, и пройти ее нужно было за считанные месяцы. «Морские сигналы я знал и раньше. В нашем дворе в Севастополе жил отставной матрос-сигнальщик. Он обучал мальчишек флажному семафору», — говорит Георгий Иванович.
В августе 44-го его вместе с братом отправили на небольшое гидрографическое судно «Дунай». Оно принимало участие в тралении Керченского пролива, ограждало фарватер вешками. Дело крайне важное и опасное.
А по возвращении в Новороссийск в августе 1944-го их обоих перевели на гидрографическое судно «Глубомер», на котором пришли в Севастополь.
От матроса до второго помощника капитанаВ том возрасте, когда современные дети считаются чуть ли не неразумными малышами, Георгий Абакумов активно и успешно осваивал морское дело. В 15 лет он был уже матросом первого класса — это «высшая каста» среди матросов. Конечно, не 15-летний капитан из знаменитой книги, но очень близко. Свободно работал на различных устройствах: шпили, лебедки. Умел обращаться с лотами, лагами, определять курс по компасу.
Затем — курсы штурманов. И новые назначения — второй помощник капитана, старший помощник капитана.
«Всякое бывало в рейсах, — вспоминает Георгий Иванович. — Однажды привезли в Ялту уголь. А обратным рейсом должны были забрать 300 тысяч бутылок крымского вина. И вот замечаю я, что матросы не то чтобы пьяные, но и трезвыми их не назовешь. Оказывается, портовые лебедчики при погрузке специально роняли ящики в море, а вечером матросы ныряли с подводным фонарем и доставали бутылки».
Была и авария, когда судно выбросило на камни во время зимнего шторма. Месяц работы вместе с морскими спасателями научил многому и стал хорошей проверкой на прочность.
Обнинск стал роднымКазалось бы, дальнейшая жизнь и карьера предопределены и навсегда связаны с морем. Но Георгий решил иначе. «Я мечтал о поступлении в институт. И вскоре отправился в Харьков и стал студентом электромеханического факультета. После окончания учебы мне предложили на выбор три места. И я решил отправиться в Обнинск. Я в то время уже был женат, росла дочь, а здесь обещали не только интересную работу, но и скорое предоставление жилья».
Так что Георгий Иванович — старожил Обнинска. Работал в ФЭИ в конструкторском отделе. Затем трудился под началом знаменитого обнинского ученого Льва Усачева, директора отделения ядерной и нейтронной физики.
И — очередное подтверждение тесноты мира — именно в Обнинске встретился с человеком, который во время войны служил практически бок о бок с ним, на судне в караване до Севастополя. Они потом дружили долгие годы.
Сейчас Георгий Иванович Абакумов постоянно занимается общественной работой. Он — член комитета ветеранов войны и военной службы, зампредседателя.