Наивысшего успеха из обнинцев на предметных олимпиадах добилась 11-классница гимназии Анастасия Клещенко. Она победитель по русскому языку, призер — по истории, и участник финала по французскому. Среди наших есть еще три призера — Стефан Гавриков (9 класс лицея «Держава») — французский язык, Дмитрий Кривошей (10 класс школы № 13) — английский язык, Платон Тихоненко (11 класс школы № 11) — экология.Платон Тихоненко с учительницей Мариной Михайловной РассказовойЧтобы попасть на всероссийскую олимпиаду, мало выиграть областную. Главное условие — на региональном этапе набрать проходной балл. Обычно эту планку преодолевают порядка двухсот человек со всей страны. На заключительном этапе соревнования около десятка из них получают статус победителя, 30-70 человек объявляют призерами. И победители, и призеры приобретают серьезные преференции при поступлении в вузы. Можно считать, что их уже зачислили.
Она боец«Настя Клещенко учится у меня с пятого класса, — рассказывает учитель русского языка Галина Георгиевна Зубарева. — Она уникальна, все схватывает на лету. Для меня счастье, что мы встретились. Такие ученики встречаются раз в жизни».
Нам же встретиться с Анастасией не удалось — она по семейной традиции отправилась отмечать День Победы в Севастополь и задержалась там. Поэтому попросили рассказать о ее успехах учительницу.
«Она боец по натуре, — продолжает Галина Зубарева. — После болезни всегда приходила в класс подготовленной, с выполненными домашними заданиями. Настя посещала все дополнительные занятия, где мы разбирали олимпиадные задания. Она превзошла меня. Там, где я затруднялась, она справлялась сама. Про таких говорят: «Обладает хорошим лингвистическим чутьем, а в голове — компьютер». По мнению учительницы, успехи ученицы заложены на генном уровне: ее дедушка — доктор наук, много лет возглавлял один из обнинских НИИ, двоюродный брат — студент ВГИМО. Да и сама Клещенко будет учиться там же. Сейчас она могла бы на всероссийские олимпиады не ездить — прошлогодних побед для поступления в вуз было достаточно. Но она поехала — из упорства и любопытства. Потому что интересно.
Без репетитораОлимпиады по иностранным языкам, на наш взгляд, устроены несколько несправедливо: старшеклассники с 9 по 11 класс соревнуются наравне. Обнинск на заключительном этапе олимпиады по французскому языку представляли два участника, что делает честь нашему небольшому городу — все та же Анастасия Клещенко и 9-классник «Державы» Стефан Гавриков. Гимназистке, чтобы попасть в число призеров, увы, не хватило всего лишь одного балла. А лицеист набрал больше.
Язык он учит лет с семи. Приохотила к французскому мама, для которой владение им — профессиональное требование. «Репетитора у меня нет, — говорит Стефан Гавриков. — Занимаюсь в школе дополнительно с учительницей Еленой Алексеевной Коченовой и с мамой».
Стефан считает, что его знание языка еще далеко от идеального. Французскую газету он прочтет, фильм поймет без перевода. Был несколько раз во Франции, и на бытовом уровне общался свободно. «Но чтобы вести беседы на отвлеченные темы, философствовать, моего языка еще недостаточно», — говорит Гавриков.
Стефан Гавриков и атташе посольства Франции Виржини ТельеСпециалист по лишайникам«Экология не просто наука, а целое мировоззрение, и кем бы я ни был дальше, оно останется со мной», — говорит 11-классник 11 школы Платон Тихоненко. Он каждое лето проводит в экологических экспедициях — изучает, как различные факторы влияют на экосистемы. Один из индикаторов благополучия окружающей среды — состояние лишайников. И о них Платон Тихоненко, похоже, знает все.
Сначала он изучал их на территории Калужской области. А прошлым летом ему посчастливилось три недели провести в Северо-Осетинском заповеднике. «Я занимался изучением видового разнообразия лишайников на высотах от 1850 до 3100 м, — рассказывает Платон. — Моей целью было дополнить данные заповедника, чтобы потом отслеживать изменения». Ему удалось зафиксировать несколько новых видов растений в заповеднике.
Эта практическая работа затем была оформлена в виде научного текста, который автор представил на заключительном этапе олимпиады и отлично защитил его.
В школе предмета «экология» нет. «Чтобы добиться успехов в этой сфере, необходимы хорошие знания по биологии, а также надо хорошо разбираться в политике, экономике и социологии, — говорит Тихоненко. — Я многим обязан моей учительнице биологии Марине Михайловне Рассказовой, которая с 5 класса руководила моей работой».
Ближайшее будущее для призера всероссийской олимпиады определено — он станет студентом экологического отделения биофака МГУ.