Новости партнеров


Космическая легенда

30 лет назад Советский Союз поставил точку в споре с США о доминировании в космическом пространстве. С Байконура стартовал космический корабль «Бурана», у которого каждый десятый килограмм веса — детали, созданные обнинской «Технологией»


Формовка теплозащитных плиток для «Бурана» (1980 год)

С космосом «Технология» имела дело еще в 70-х — поставляли детали из композиционных материалов для станции «Венера». Но точкой поворота можно назвать 1976 год — именно тогда перед предприятием сформулировали задачу создать элементы многоразового пилотируемого космического корабля «Буран» — последнего космического чуда СССР. К работе подключалась вся страна — привлекли 1286 отечественных научных и производственных центров 86 министерств и ведомств.

…Новость о «Буране» всколыхнула мировую общественность: советский космический корабль многоразового использования вышел на орбиту и удачно приземлился. То, что к нему имело отношение ОНПП «Технология», тогда никто не знал.

Звездные войны

Америка под конец 80-х прошлого века пугала мир своим военным превосходством. Она широко продвигала теорию звездных войн, разыгрывая фантастический сценарий перед реализацией программы «Шаттл». СССР сделал ответный ход. Это был «Буран». Из 100 тонн его веса 10 тонн составила продукция «Технологии». Это сверхлегкие теплозащитные керамические плитки, высокопрочное остекление кабины пилотов, крупногабаритные конструкции из композиционных материалов и многое другое. Материалы разработали прочные, легкие, спасающие от огромных перепадов температур в космосе. Например, взять знаменитые плитки, в который «одели» «Буран». С одной стороны их можно нагревать паяльной лампой, с другой — приложить ладонь и ничего не почувствовать.

Долго еще, когда заходила речь о советском космическом корабле, вспоминали: когда он сел на землю, отвалилось всего 6 теплозащитных плиток из более чем 39000. У американцев рассыпалось в 15 раз больше.

За годы до старта

«Про «Буран» мы узнали в 1976 году – тогда появились первые документы, приказы от министерства авиационной промышленности, — вспоминает Роза Келина, возглавлявшая разработку остекления и светофильтров для «Бурана». — Поставили задачу — разработать высокопрочное термостойкое остекление».

Требования к нему устанавливали на тот момент, казалось, невыполнимые. Это стекло должно было надежно герметизировать кабину, осуществлять противометеоритную защиту, выдерживать температуру до 750 °С, да еще и быть прозрачным — чтобы съемку космоса вести. Как можно было 30 лет назад воплотить все эти требования в одном изделии? Ведь если стекло прочное, оно толстое и тяжелое. С таким космическую гонку не выиграть. А потому руководство страны дает задание сразу двум предприятиям — «Технологии» и Лыткаринскому заводу оптического стекла: кто быстрее и лучше справится с поставленной задачей. Смогли в Обнинске. «Огромную роль сыграло то, что в «Технологии» сложился творческий союз науки и производства», — уточняет Роза Петровна.

«Мы горели идеей, — говорит и заместитель директора НПК «Полимер» Артур Мухамеджанов. — Никто не расходился домой после окончания рабочего дня. Напротив, все собирались в цехе, вновь и вновь пытаясь найти верное решение». Артур Бурханович с коллегами в то время работал над организацией производства теплоизоляционных материалов. Для масштабной работы в «Технологии» открыли новый цех. Если говорить образно, там делали «шубу» для «Бурана» — его знаменитые теплозащитные плитки. И каждую неделю сотрудники предприятия отвозили очередную партию плиток в Москву на контроль – детали обязаны были быть идеальными. А сколько же всего плиток сделали? На каждый космический корабль — а их было три — 39 тысяч плиток.

«Мы должны были создавать новые материалы, которых еще не было в помине — крайне увлекательное задание,— продолжает заместитель директора НПК «Композит» Николай Выморков. — Мы отвечали за крупногабаритные конструкции из композиционных материалов. Разработали детали створок отсеков полезного груза общей длиной до 18 метров. Такого никто не мог сделать».


Элемент конструкции для проекта ExoMars

За два месяца до старта

Сотрудников «Технологии» в срочном порядке вызывают на Байконур, где проходят последние приготовления к полету. Там ЧП: случайно «продырявили» панели створок отсека полезного груза, изготовленные в Обнинске. «Чтобы попасть на объект, обычно надо было пройти через невероятно долгое оформление документов, — рассказывает Выморков. — А тут мы спускаемся с трапа самолета и сразу же садимся в машину. Нас привозят на Байконур и отводят к месту поломки. Осмотрев повреждение, предположили, что справимся за неделю. Управились за 2,5 дня – мы в буквальном смысле жили и работали у «Бурана».

Наследие

Со временем космический проект, напичканный технологическими новинками, закрыли. Но опыт, наработанный во время создания «Бурана», дал импульс новым идеям. Он открыл для «Технологии» двери в мир большой космической науки и техники. Но ничего этого могло бы не быть, не встань в свое время у штурвала предприятия Александр Ромашин. Он сделал ставку на новые материалы — и угадал: он смог сохранить в одном целом науку и производство. И сегодня ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина показывает всему миру: российская космонавтика сохранила свое лидерство.

«Сегодня мы можем гордиться нашими теплозащитными материалами, которые востребованы во многих отраслях, — комментирует Артур Мухамеджанов. — Серьезные работы проведены в сфере компаундов. Это своего рода герметики. Только к ним обязательно нужно добавить приставку «супер». Они отвечает высоким требованиям по электроизоляционным свойствам, вибро и ударопрочности, работоспособен до +250 С. Многие разработки «ушли» в народное хозяйство».

Но, пожалуй, самый яркий пример — миссия для поиска жизни на Марсе ExoMars. Это один из самых амбициозных проектов не только города и страны, но всего человечества. Первый этап миссии окончился неудачей: связь Земли с посадочным модулем Schiaparelli была утеряна. Сегодня ученые многих стран с надеждой думают о второй миссии. Сроки очень сжатые, а задачи серьезные — и научные, и конструкторские. В ОНПП «Технология» готовят десантный модуль. Это специальный поддон, на котором закрепят сам марсоход, а также защитный кожух и аэродинамический экран. На поверхность модуля, изготовленного из полимерных композиционных материалов, для предохранения конструкции и ее содержимого от перегрева, нанесут теплозащитный состав.

Другая гордость России — детище российской авиации — самолет МС-21. В конце прошлого года «Технология» подписала контракт на изготовление и поставку 5 комплектов углепластикового хвостового оперения для авиалайнера. Огромная семиметровая конструкция от обнинской «Технологии» — на треть превысила требования прочностным характеристикам. Сегодня производство деталей для МС-21 в «Технологии» развернуто в модернизированных цехах с использованием передового оборудования, в частности, уникального комплекса автоматизированной выкладки композиционного полуфабриката, его еще называют препрегом. Аналогов такого комплекса в России нет.

«Если требуется максимально эффективно воплотить самые передовые идеи в высокотехнологичную продукцию, «Технология» способна это сделать, — отмечает генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин. — Первый опыт создания крупногабаритных конструкций из композитных материалов предприятием был получен в рамках самой масштабной в истории страны кооперации по созданию многоразового космического корабля «Буран». Участие в проекте «МС-21» — достойное развитие заложенных в те годы традиций. Умение воплощать научную идею в серийный продукт является нашим основным конкурентным преимуществом».

В настоящее время сохранилось несколько макетов и летных экземпляров.

Летавший корабль «Буран» был законсервирован и оставлен в монтажно-испытательном корпусе на космодроме Байконур. В 2002 году корабль был полностью уничтожен рухнувшей на него крышей корпуса.
Второй корабль, который должен был совершить полет в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией "Мир", остался на Байконуре. В апреле 2007 года он был установлен в экспозиции музея космодрома Байконур. К нему свободного доступа нет. Тем не менее, в мае-июне 2015 года блогеру Ralph Mirebs удалось сделать ряд фотографий разрушающегося челнока и макета.

Третий корабль долгие годы находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, потом на причале Химкинского водохранилища. А в июне 2011 года его перевезли речным транспортом на аэродром в город Жуковский для реставрации. Его показали на авиасалоне МАКС.

Один из макетов «Бурана» в 1999 году передали в лизинг австралийской фирме для показа на Олимпийских играх в Сиднее, а затем — сингапурской фирме, которая отвезла его в Бахрейн. Сейчас он в собственности музея техники в Шпайере (Германия). В 2008 году «Буран» прибыл в порт Роттердам. Он обошелся хозяину музея Герману Лайру в 10 млн евро.

Еще один полноразмерный макет «Бурана», который использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса, в 1993 году был передан в лизинг обществу «Космос-Земля». Корабль установили в парке Горького.
13 Apr 2018










Мой блокнот (0)
Курс USD по данным ЦБ РФ Курс EUR по данным ЦБ РФ


 

Обнинский бизнес-справочник "Obninskbiz.ru" - это расширенный каталог фирм и организаций города Обнинска и других близлежащих населенных пунктов (Балабаново, Боровск, Белоусово, Жуков, Малоярославец). Мы размещаем актуальную и проверенную информацию о ваших фирмах и предприятиях, которая полезна не только всем жителям города Обнинска, но и людям имеющим отношение ко всей Калужской области в целом. Obninskbiz.ru - это информационный ресурс: Справочник Обнинска, Товары и услуги в Обнинске, Каталог сайтов Обнинска, Рейтинг организаций Обнинска, Отзывы об организациях Обнинска, Новости Обнинска, Работа в Обнинске, Карта Обнинска, Расписание электричек Обнинск-Москва-Калуга, Почтовые индексы Обнинска, Афиша Обнинска, Бизнес-гороскоп Обнинска, а также раздел Знакомства в Обнинске.


Создание сайта "ProfInter"