На днях на аэродроме в Кудинове побывали с экскурсией воспитанники Панской школы-интерната. Детям не только показали технику, но и разрешили сфотографироваться в кабине пилота.
Андрей БорисевскийОднако здесь интересно не «что», а «кто» — экскурсию проводил человек, который совершил уникальный перелет через всю страну. Причем широкой публике эта история до сих пор неизвестна, хотя с того времени прошло семь лет.
Детям рассказали о назначении приборов
По маршруту Чкалова
На первый взгляд, Андрей Борисевский — обычный человек. Владелец небольшой автомастерской, женат, есть 14-летний сын. Но за «стандартным фасадом» — жизнь, совершенно необычная. В 12 лет он впервые полетел на дельтаплане — отец привел в обнинский дельтапланерный клуб, где и научили управлять аппаратом. В 12 лет летать нельзя, но очень хотелось, и родители разрешили учиться под свою ответственность. С тех пор Андрей заболел небом.
И в 2011 году впервые в истории российской сверхлегкой авиации пилоты Александр Щербаков и Андрей Борисевский на двух дельталетах (мотоциклы с крыльями) преодолели 9 тысяч километров от Москвы до острова Удд (остров Чкалова) в Охотском море. Летели одни, без наземной поддержки, на свой страх и риск перелетели через всю Россию за 22 дня.
У пилотов была цель — повторить маршрут Валерия Чкалова, который знаменитый летчик преодолел при подготовке к беспосадочному перелету СССР — США через Северный полюс. «Нам хотелось не просто лететь, но видеть перед собой цель, — вспоминает Андрей. — Это действительно важно. И мы сумели совершить то, что задумали: не только попали на легендарный остров, но и заменили заржавевшую табличку, посвященную тому рекордному полету Валерия Чкалова».
150 километров тайги
Конечно, пилотов часто спрашивают, как они решились на такую авантюру. «Когда Александр предложил мне отправиться на Удд, я понял — отказываться нельзя, такой шанс дважды не дается, — вспоминает Андрей. — Александр нашел спонсоров, которые оплатили покупку моторов для дельталетов. Это серьезные суммы, мотор по стоимости равен примерно половине всего дельталета, на сегодняшние деньги больше 1 млн рублей. Было ли страшно?
Конечно, когда летишь над тайгой и вокруг километров на 150 ни единой дороги или населенного пункта, страшновато. Случись что — все, конец. Когда через Байкал перелетали, выбрали самое узкое место, поднялись повыше, чтоб, если мотор заглохнет, спланировать на другой берег».
«Мне жаль тех, кто живет в своей скорлупе»
Сейчас крылья знаменитого дельталета хранятся на аэродроме в Кудинове. «Тележка» стоит в гараже. А мотор Андрей переставил в самолет, который собрал своими руками — буквально как конструктор.
«Есть мнение, что авиация — удел олигархов, — говорит Андрей. — Это далеко не так. Я автослесарь, жена — учительница. Мой друг, тоже владелец самолета, вообще крановщик. Есть на нашем аэродроме и наемные служащие, и директор одного из обнинских предприятий, который сам собрал маленький вертолет. Конечно, все это стоит денег, но далеко не тех, что представляется в массовом сознании».
Аэродром, как рассказывает Андрей, прибыли не приносит. И его владельцы — а один из них — основатель знаменитого вертолетного отряда «Ангел», который специализируется на поиске пропавших людей — ежегодно вкладывают свои средства.
«Мне жаль тех, кто живет в своей скорлупе, — говорит Андрей Борисевский. — Я ни на что не променяю небо. Да, это время, деньги, силы, но оно того стоит».
И он готов делиться своей мечтой с детьми. Чтобы они понимали — кроме гаджетов есть еще и небо над головой. И самолет в нем.
Редакция благодарит Сергея Журавлева (партия Великое Отечество) за помощь в подготовке материала. Фото С. Журавлева